Авиаперевозки пассажиров в россии

Воздушные перевозки пассажиров

Авиаперевозки пассажиров в россии

Самолет – это самый быстрый и безопасный способ передвижения, который позволяет за считанные часы оказаться в противоположной точке Земли. Но мир авиаперевозок имеет свои нюансы и особенности, ознакомление с которыми позволит ответить на множество вопросов.

Статистика по России и в мире

Мировой рынок авиаперевозок показывает, что в данной отрасли наблюдается рост. Согласно данным IATA в 2016 году показатель увеличился на 5,9% в сравнении с результатами 2015 года.

Самые высокие показатели по увеличению количества пассажиров:

Азиатско-Тихоокеанский регион 8,9%
Ближний Восток 5,7%
Европейский 3,8%
Северная Америка 3,2%

Пассажирские авиаперевозки являются основным доходом в данной отрасли. Так в США из 701 млрд. долл. США 72% – доход от перевозки пассажиров. Несмотря на мировую тенденцию, в 2016 году показатели российских авиаперевозок пассажиров упали на 4,1%.

Из общего объема перевоза пассажиров более 88% пришлось на российские авиакомпании. По расчетам аналитиков рост количества пассажирских перевозок в России ожидается на 2019 год.

Из-за высокой стоимости услуг по перелету, в России с 2010 года действует программа субсидирования воздушных перелетов, благодаря чему граждане РФ имеют право на приобретение билетов по сниженным ценам.

Это позволяет создать потоки из туристов, для которых часть затрат на перелет оплачиваются из государственного бюджета. Самое большое количество субсидированных билетов приходится на маршруты из Дальнего Востока и Калининграда.

Так в 2017 году из Калининградской области вылетело более 160 000 граждан. В том же году для реализации программы из государственного бюджета было выделено более 8,5 млрд. рублей.

Категории предоставления услуг

Каждый пассажир при покупке авиабилета имеет возможность выбрать тот класс обслуживания, который ему необходим.

Всего различают три класса:

  1. Эконом. Все напитки предоставляются за отдельную плату, кроме самых основных. Количество условий будет напрямую зависеть от стоимости билета.
  2. Бизнес. Пассажирам предоставляется высокий уровень обслуживания, включающий в себя меню и напитки. Но набор услуг и ассортимент меньше, чем в первом классе.
  3. Первый. Пассажиру предоставляются все возможности для комфортного перелета. Действует безлимитный бар с напитками, где представлен широкий выбор ассортимента. При посадке на самолет владельцы билета первого класса регистрируются через отдельную стойку. Также возможны дополнительные бонусы, которые зависят от политики отдельно взятой компании.

Классы авиаперевозок пассажиров:

Сокращенное обозначение классаПолное обозначение классаПолное название класса обслуживания
 А First class Первый
 F, P First class discounted Льготный первый
 J Business class Бизнес
 C, D Business class discounted Льготный бизнес
 Y Coach economy Эконом
 Остальные Coach economy discounted Льготный эконом

Правила авиаперевозки пассажиров и багажа в 2019 году

Согласно последним обновлениям действующих правил, пассажир имеет право взять груз весом не более 30 кг. Каждый пассажир имеет право на перевозку багажа и ручной клади. При этом максимальный вес может изменяться в зависимости от класса приобретенного билета.

Багаж имеет следующее разделение:

 Категории Вес
 Личный До 10 кг
 Ручная кладь От 10 до 30 кг
 Багаж Более 30 кг

Если же багаж оформляется на ребенка от двух лет, то его вес не должен превышать 10-ти килограмм. Регулирование авиаперевозок пассажиров в России по спискам разрешенных и запрещенных вещей не имеет общего регламента.

Таким образом, в Дубай нельзя попасть, если в багаже присутствуют предметы религиозной направленности, кроме ислама. Сверхнормативным багажом принято считать тот, который превышает максимальное допустимое значение для билета определенного класса.

При перевозке дополнительного груза пассажир должен внести дополнительную плату за багаж.

Каждая компания определяет цену индивидуально. Несмотря на отсутствие единых тарифов, цена будет увеличиваться за каждый дополнительный килограмм.

В некоторых случаях показатель веса заменяется габаритами в сумме трех измерений. Примеры таких вещей:

  • крупный спортивный инвентарь;
  • музыкальные инструменты;
  • бытовая техника;
  • мебель.

Чтобы перевезти подобные вещи пассажирским самолетом потребуется:

  • предварительно связаться с авиакомпанией. В некоторых случаях принятие крупногабаритных грузов невозможно;
  • ри полученном разрешении стоит учитывать, что такой багаж будет проходить регистрацию на порядок дольше;
  • если компания имеет большое количество рейсов в туристические зоны, то есть высокая вероятность бесплатной перевозки досок для серфинга или лыж для горнолыжного спуска.

Из-за большого количества багажа, нередко сотрудники небрежно обращаются с вещами, что может стать причиной повреждения предметов:

  • стеклянную посуду;
  • электронику;
  • предметы декора и так далее.

В таких случаях компании позволяют сделать пометку «хрупкий». Для этого достаточно предоставить информацию при регистрации багажа, тогда сумка отправится в багажное отделение вместе с грузчиком.

Несмотря на то, что можно оставить отметку о хрупкости багажа, это не дает гарантии сохранности вещей.

Таким образом, можно выделать дополнительные типы багажа:

  • крупногабаритные;
  • сверхнормативный;
  • хрупкий.

Есть компании, которые позволяют своим клиентам приобретать безбагажные билеты. Они являются хорошим способом экономии, но имеют один большой недостаток – невозможность возврата.

Также пассажиры могут объединить свой багаж, но при этом максимальный вес все также будет рассчитываться по обычному требованию. При этом животные не являются багажом. Для них устраиваются особенные условия и правила перевоза.

Правила для беременных на самолете

Перевозка беременных на воздушном судне – это опасная затея, поэтому условия договора авиаперевозки пассажиров определяются каждой компанией индивидуально.

На это существует несколько причин:

  • роды могут начаться прямо в самолете;
  • женщина плохо перенесет перелет;
  • может понадобиться медицинская помощь.

Но пока не создан единый список правил относительно перевоза беременных на самолете, поэтому каждая компания разрабатывает собственные требования.

Требования к беременным в разных авиакомпаниях:

 Компания Условия
 ПАО «Аэрофлот»Лояльно относятся к беременным, для пропуска на борт самолета достаточно показать разрешение от врача в письменном виде.
 S7 AirlinesДля посадки на борт самолета при любых условиях потребуется справка об отсутствии медицинских противопоказаний к перелету, дополнительно заполняется декларация самочувствия перед самим вылетом из аэропорта.
 UTairУсловия аналогичные S7, но декларация заменяется на расписку.
 TransaeroНеобходимо разрешение от лечащего врача и обязательство, согласно которому авиакомпания не несет никакой ответственности за этого гражданина.
 Sky ExpressУсловия к перевозке не предъявляются, если до родов осталось более двенадцати недель.
 Уральские авиалинииПосадка допускается при отсутствии опасений возможных преждевременных родов, чему должна свидетельствовать справка от врача.

Требования для международных воздушных рейсов

Воздушные рейсы делятся на два типа:

  • регулярные, которые отправляются по определенному расписанию, но при необходимости дополняются;
  • чартерные – составляются в соответствии с договором фрахтования, осуществляются по предварительному заказу.

Законодательство определяет обязанности, которые необходимо соблюдать не только перевозчикам, но и пассажирам. Также сами перевозчики могут определять дополнительные правила, главное условие – не перечить установленному законодательству.

Обязанности авиаперевозчика:

  • перевозить людей в соответствии с требованиями законодательства и компании;
  • завершить перевозку;
  • обеспечить комфортную дорогу;
  • обеспечить безопасность полета;
  • обеспечить сохранность багажа.

Обязанности пассажира:

  • оплатить билет;
  • оплатить перевозку груза;
  • соблюдать установленные правила безопасности;
  • обеспечить требования контроля со стороны различных инстанций;
  • если пассажиру менее 12 лет, то он обязан иметь сопровождающего взрослого человека.

Тарифы

Тарифы на авиаперевозки не зависят от модели самолета, скорости передвижения и типа груза.

Для расчета стоимости используют иные показатели:

  1. Вес.
  2. Дальность.
  3. Класс груза.

Каждая 1000 км уменьшает общую тарифную ставку.

В авиаперевозках различают два вида тарифных поясов:

  1. Обеспеченный железной дорогой.
  2. Удаленный от железной дороги. Тарифы в такие места превышают обычные показатели в 1,7 раз.

Кроме этого некоторые компании начинают вводить повышенные тарифы для полных людей. Так уже поступили компании из Индии. Причиной этому является большой вес и объем, который занимают подобные пассажиры.

Примеры цен:

МаршрутЦена (в рублях)Цена за км (в рублях)Особенность
Москва – Сочи3533 2,56Популярный маршрут
Москва – Санкт-Петербург2538 4Короткий путь
Москва – Владивосток182722,85Далекий маршрут

Стоимость для перевоза животных определяется индивидуально. Стоимость билетов для полных людей устанавливается в зависимости от веса пассажира.

Как правило, существенная прибавка к цене происходит, если вес человека превышает 150 кг.

Система штрафов

Законодательство устанавливает штраф в размере 25% от стоимости билета в том случае, если он был возвращен покупателем менее чем за сутки до вылета. Если же возврат был совершен более чем за сутки до вылета, то стоимость билета отдается покупателю в полном размере.

Авиаперевозчик обязан следовать следующей системе штрафов:

Причина взысканияСтатья законаРазмер штрафа в рублях
Нарушение допуска самолета к полету, результат – причинение легкого вреда здоровьюГражданам№11.5 КоАП РФ пункт 1От 1500 до 2000
Должностным лицамОт 3000 до 4000
Юридическим лицам От 50000 до 80000От 50000 до 80000
Нарушение допуска самолета к полету, результат – причинение легкого вреда здоровьюГражданам№11.5 КоАП РФ пункт 2От 2000 до 2500
Должностным лицамОт 10000 до 20000
Юридическим лицамОт 80000 до 100000
Судно не прошло государственную регистрацию, не была получена лицензия на авиаперевозки пассажировГражданам№11.5 КоАП РФ пункт 8От 3000 до 5000
Должностным лицамОт 10000 до 15000
На борту отсутствуют средства и устройства спасенияГражданам№11.5 КоАП РФ пункт 9От 1500 до 2000
Должностным лицамОт 3000 до 4000
Юридическим лицамОт 30000 до 40000
Нарушения в области безопасности№11.3.1 КоАП РФДо 50000
Транспорт используется людьми без такого права№11.4 КоАП РФ (ч.2)До 50000

Государственная программа для Дальнего Востока

Государственная программа авиаперевозок действует с 28 марта по 30 ноября 2019 года.

Ей может воспользоваться только человек, соответствующий условиям:

Стоимость некоторых маршрутов:

 Направление Тариф в рублях в одну сторону
 Москва – Анадырь 9000
 Калининград – Москва 3800
 Нарьян Мар – Москва 4000

Для пассажиров с детьми до двух лет, ребенку предоставляется место. Дети от двух до 12 лет получают билеты со скидкой в 25% от действующего тарифа.

Оформление перевозки пассажира по льготному тарифу возможно только при предоставлении паспорта. Авиакомпания вправе дать отказ на продажу билета по тарифу, если гражданин не подходит по требованиям, либо если льготных мест не осталось.

Авиаперевозки – это процесс, который включает в себя множество нюансов. Обо всех них должны знать те, кто собирается отправляться в поездку при помощи такого вида транспорта. Стоимость, возможные штрафы для каждой из сторон, тарифы, возможные льготы.

: Своя профессия. Диспетчер по организации пассажирских авиаперевозок.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://avtopravozashita.ru/perevozki/vozdushnye/aviaperevozki-passazhirov.html

Авиаперевозки пассажиров в россии

Авиаперевозки пассажиров в россии

55. Использование билета лицом, не указанным в билете, не допускается. В случае предъявления билета лицом, не указанным в билете, билет изымается перевозчиком и его стоимость предъявителю не возвращается. В этом случае перевозчиком составляется акт с указанием причин изъятия билета.

56. Грузовая накладная удостоверяет заключение договора воздушной перевозки груза, принятие груза к перевозке и условия перевозки груза.

Грузовая накладная содержит сведения о перевозке груза при его передвижении от аэропорта (пункта) отправления до аэропорта (пункта) назначения, а также сведения об оплате перевозки груза, при этом первый экземпляр грузовой накладной остается у перевозчика, второй экземпляр предназначен для грузополучателя и должен следовать с грузом, третий экземпляр возвращается перевозчиком или уполномоченным агентом грузоотправителю по принятии груза.

57.

Дорожной Перевозки Грузов (Женева, 19 мая 1956 г.).

Таможенное оформление[править | править код]

Международные перевозки грузов по воздуху предполагают обязательное прохождение таможенных процедур. Таможенное оформление производится путём декларирования грузов и уплаты всех необходимых сборов.

К обязательным платежам при таможенной очистке импортных товаров относятся акциз, налог на добавленную стоимость и пошлина.

Косвенные платежи для оформления товаров на таможне — это сборы за выдачу лицензий, квалификационного аттестата, хранение товаров на таможенном складе и их транспортировку.

Статистика объемов авиаперевозок[править | править код]

По итогам за 2011 год рынок грузовых авиационных перевозок в России составил 5,9 %, перевозка составила 981 тысячу тонн груза и почты, прирост грузооборота — 5 %, что составило более 4,9 миллиарда тонн-км.

В случае добровольного или вынужденного изменения пассажиром, сопровождающим ребенка, условий договора воздушной перевозки пассажира после начала перевозки билет ребенка переоформляется (обменивается) по тарифу, соответствующему возрасту ребенка на дату начала перевозки от аэропорта (пункта) отправления.

108. Пассажир обязан самостоятельно определить возможность пользования воздушным транспортом, исходя из состояния своего здоровья.

109. Гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным, по ходатайству родителей, усыновителей или опекунов может выехать из Российской Федерации в сопровождении совершеннолетнего лица, способного обеспечить безопасность недееспособного гражданина Российской Федерации и безопасность окружающих людей7.

110.

В том же году для реализации программы из государственного бюджета было выделено более 8,5 млрд. рублей.

Авиаперевозки пассажиров в россии 2017

В аэропорту перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает:

регистрацию пассажиров и оформление багажа к перевозке;

доставку пассажиров к месту стоянки воздушного судна и организацию их посадки в воздушное судно;

доставку багажа к месту стоянки воздушного судна, погрузку, размещение и крепление багажа на борту воздушного судна;

обеспечение выхода пассажиров из воздушного судна, доставку пассажиров в здание аэровокзала;

выгрузку багажа из воздушного судна, транспортировку и выдачу багажа пассажирам.

94. Перевозчик предоставляет пассажиру на борту воздушного судна комплекс услуг в зависимости от типа и оборудования воздушного судна, продолжительности полета, времени суток, в течение которых происходит полет, а также класса обслуживания, указанного в билете. Объем услуг и порядок их предоставления определяется правилами перевозчика.

95.

Авиаперевозки пассажиров в россии 2016

4) отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;

5) отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации;

6) нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 Воздушного кодекса Российской Федерации;

7) наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ12.

XXIII.

Авиаперевозки пассажиров в россии статистика

При оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляет грузоотправителю достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию:

об условиях договора воздушной перевозки груза;

о правилах перевозки груза;

об условиях применения тарифа;

о требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

39. При оплате перевозки пассажира и его багажа применяются тарифы, действующие на дату начала перевозки.

При оплате перевозки грузов применяются тарифы, действующие на дату оформления грузовой накладной.

40.

Авиаперевозки пассажиров в россии по годам

С учетом снижения в этот период средней дальности полетов ВВЛ и ставки НДС рост среднего пассажирского тарифа (в руб/пасс) более чем в 2 раза отставал от темпов инфляции

Динамика среднего пассажирского тарифа на пасс. по МВЛ и ВВЛ ГА РФ

Отмечается снижение среднего тарифа на пассажира в сегменте МВЛ по итогам 9 мес. 2017 г. к значениям 2016 г. на 14,1%, при росте аналогичного показателя на ВВЛ примерно на 2% (т.е. на уровне официальной инфляции).

Динамика среднего тарифа на т-км груза и почты на МВЛ и ВВЛ ГА РФ

Можно констатировать высокие (значительно опережающие инфляцию) темпы роста среднего тарифа на т-км перевозки грузов и почты на ВВЛ – рост по итогам 9 мес. 2017 г. около 19%, в то время как на МВЛ аналогичный показатель за 9 мес. 2017 г.

Авиаперевозки пассажиров в россии 2018

При международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка.

84. При регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.

85. При регистрации пассажиров и оформлении багажа пассажир обязан предъявить для взвешивания весь багаж, предназначенный для перевозки, кроме вещей, указанных в пункте 135 настоящих Правил.

86.

Авиаперевозки пассажиров в россии реферат

несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;

необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;

внезапной болезни пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами;

непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;

неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.

Перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.

228.

Существует два способа авиаперевозки животных:

  1. Брать с собой в салон (разрешается кот или собака, если вес питомца с контейнером не более 8 кг).
  2. Перевозить в специальных контейнерах в багажном отделении.

Большинство компаний не позволяют перевозить животных в салоне самолета. Транспортировка питомцев считается дополнительным грузом, поэтому компании устанавливают специальные тарифы на авиаперевозку. Для перелета по территории РФ или СНГ также понадобится ветеринарный паспорт животного.
Документы для авиаперевозки питомцев в другие страны:

  • ветеринарный сертификат международного типа;
  • справка о племенной ценности перевозимого животного.

Авиаперевозка по России и за границу возможна, если питомец старше 3 месяцев и ему делали прививки от бешенства. Некоторые страны предъявляют дополнительные требования.

Для них устраиваются особенные условия и правила перевоза.

Пассажирские авиаперевозки в России — Что происходит?

Авиаперевозки пассажиров в россии

На сегодняшний день российскими авиаперевозчиками считаются 30 авиакомпаний. Они осуществляют перевозки пассажиров как на внутренних маршрутах, так и за пределы нашей страны. Согласно данных за 2018 год, клиентами компаний стали 115 миллионов человек. А пассажирооборот (кол-во пассажиров, умноженное на среднюю длину перелета) составил 256 миллиардов пассажир-километров.

Но на этой отметке цифры могут не остановиться. Аналитическое рейтинговое кредитное агентство (АКРА) прогнозирует увеличение роста пассажиропотока до 140 миллионов и больше.

Ключевые моменты за 2015-2016 год

В начале 2016 года рынок впервые с 2010-го показал положительный результат в 2,8 миллиарда рублей. И это на фоне снижения роста доходов населения до отметки в -5,9% по данным Росстата.

Для выхода «в плюс» есть причина — это снижение ставки НДС для полетов по ВВЛ (внешним воздушным линиям).

Но такой совокупный финансовый результат авиакомпаний оказался смазан многомиллиардными убытками прошедших периодов.

События рынка за эти два года:

  • Совокупные убытки турфирм и аэропортов вылились в 8 миллиардов рублей.
  • Авиакомпании-лидеры потеряли до 25 миллиардов рублей.
  • Росавиация отозвала сертификаты эксплуатантов у 13 авиаперевозчиков.
  • Около 300 пилотов лишись работы.
  • Кол-во международных рейсов аэропорта «Пулково» снизилось на 50%. Были отменены вылеты даже в Женеву и Пизу.
  • Произошло существенное удоражание авиабилетов.

Причины произошедшего:

  • Запрет прямого сообщения с Египтом после крушения A321 в 2015 году.
  • Ограничительные меры на полеты в Турцию после того, ка на её территории был сбит российский Су-24.
  • Невозможность использования воздушного пространства востока Украины после падения Boeing 777.
  • Существенное падение курса рубля к концу 2014 года.
  • Повышение стоимости керосина на 9-10%.

Анализ положительной динамики в 2017 году

В начале 2017 года многие негативные факторы 2016 года преодолели. Возобновили рейсы в турецком направлении, а также разрешили полёты с пересадкой в Египет. Снизилась стоимость керосина, увеличился пассажиропоток, ввели новые рейсы.

Положительное влияние на пассажирские перевозки оказали безбагажные билеты, востребованные в краткосрочных деловых путешествиях. Разница между билетом с включенной в него стоимостью провоза багажа и того, где возможно взять с собой только ручную кладь в некоторых тарифах составляет до четверти от полной стоимости билета. Или от 1000 до 3000 рублей.

В 2017 году билеты на самолет приобрело на 17 миллионов россиян больше, чем за аналогичный период прошлого.

За 2017 год услугами авиакомпаний воспользовались 105 миллионов человек. В их числе те, кто летел в дальнее зарубежье. Это почти на 20% больше, чем в 2016-ом. Аэропорты не остались в стороне от положительной динамики и также показали рос пассажиропотока до 187 миллинов.

Поскольку 2017 год ознаменовался приобретениями новых самолетов для своих авиапарков, это также вписывается в список причин, по которым этот год для гражданской авиации России можно считать довольно успешным. Аивакомпанией с самым молодым парком воздушных суден стал «Аэрофлот». У него в наличии две с половиной сотни самолётов со средним возрастом до пяти лет.

Лидеры отрасли

К тому же «Аэрофлот» проспонсировало государство на сумму в 10 миллиардом рублей. На эти деньги компания приобрела 20 новеньких Sukhoi Superjet 100 производства «Гражданские самолёты Сухого».

Авиапарк «Аэрофлота» на 2019 год.

Отметим, что «гигант» пассажирской авиации России за 2016 год получил чистой прибыли в размере 38 миллиардов рублей. Расширил карту полетов и обслужил пассажиров в 52 странах мира.

Сравнительная таблица показателей лидеров отрасли.

Главными перевозчиками России за 2017 год, обслуживающими более 70% всего рынка, являются авиакомпании «Аэрофлот», S7, «Россия», UTair и «Уральские авиалинии».

Дорожная карта развития регионов

В 2013 году стало очевидно, что региональные авиакомпании приходят в упадок. Их маршруты дублируются или перехватываются основными лидирующими перевозчиками, что наносит урон пассажирским перевозкам по стране в целом.

Всего российскими авиакомпаниями было перевезено почти 74 миллиона пассажиров. Но на региональные перевозки пришлось лишь 6,5% от этой внушительной цифры.

К тому же региональные компании не имели никаких планов развития и существовали на субсидии государства. В 2012 они составили 1,2 миллиарда, а на следующий — уже больше двух.

Тем не менее стоимость билетов региональных перевозчиков оставалась до смешного огромной.

За стоимость одного такого российского билета можно было приобрести 45 американских — с теми же параметрами расстояний.

Чтобы уравновесить возможности и конкуренцию правительство разработало и утвердило дорожную карту для авиаперевозок. Согласно её положениям — до 2030 года аэропорты обязаны будут иметь договора с несколькими авиакомпаниями, обслуживающими один маршрут. А также разработают и воплотят в жизнь программы обновления авиапарков.

ФАС также планирует мониторить тарифные планы перевозчиков во избежание сговоров и монополизации направлений одним или двумя перевозчиками, что всегда приводит к необоснованному росту цен на билеты.

Уход с рынка «Трансаэро»

Несмотря на полученную в 2015 году поддержку от государства, авиакомпания «Трансаэро» в октябре того же года лишилась лицензии эксплуатанта.

Событие стало знаковым для пассажирской авиации РФ, поскольку компания занимала второе место после «Аэрофлота» по объёмам авиаперевозок. Её 60 самолётов совершали рейсы по 156-ти маршрутам на внутренних и внешних линиях.

Но долги, образовавшиеся в 2009 году в конце концов разорили компанию.

Компания «Аэрофлот» хотела купить «Трансаэро», но сделка не состоялась. Однако 34 самолета разоренного перевозчика перекочевали в авиапарк несостоявшегося покупателя. После чего «Аэрофлот» стал безоговорочным лидером рынка. Однако официально банкротом «Трансаэро» признали только в 2017 году.

В добавок ко всему компании, взявшие на себя обязанности по перевозкам «Трансаэро», потребовали возмещения.

Многомиллионные долги по зарплате были погашены лишь в январе этого года. А совсем недавно кредитор авиакомпании — банк ВТБ — подал иск на её бывших главных акционеров, и требует взыскания 249 млрд рублей в качестве субсидиарной ответственности.

Boeing 777, упавший над Украиной

2017 июля 2014 года на востоке Донецкой области Украины был сбит Малазийских авиалиний. В катастрофе погибли все, кто был на борту — 298 человек, направлявшихся из Амстердама в Куала-Лумпур. Трагедия заставила Украину закрыть воздушное пространство на части востока страны, где велись боевые действия.

Совокупность этих событий, решений и ряда других причин повлияла на мелкие авиакомпании, обслуживающие южные направления. В 2015 году «Донавиа» объединилась а АО «Россия». «Московия» была признана несостоятельной, и это повлияло на эксплуатирующую её самолёты компанию «Былина». Банкротами также признали «Ак Барс Аэро», «Интаэр» и «Лабиринт».

Немалый вклад в неудачи многих перевозчиков внесла девальвация рубля и связанное с ним падение спроса на авиабилеты. К тому же последние немало поднялись в цене.

Авиакатастрофы в Турции и Египте

Пассажирский самолёт «Когалымавиа» в 2015 году потерпел крушение в результате взрыва на борту, оказавшегося террористическим актом. Тогда погибло 224 пассажира, из которых 218 — граждане России.

Почти сразу после этой трагедии происходит другая. На границе Сирии и Турции турецкие военные сбивают российский бомбардировщик Су-24. Власти Турции объясняют произошедшее нарушением границ воздушного пространства страны.

Россия прекращает авиасообщение с двумя этими странами. Учитывая, что ранее было утрачено украинское направление, в сумме убытки авиакомпаний внесли немалый вклад в негативную динамику года.

Цены на керосин, билеты и отказ многих зарубежных авиаперевозчиков от рейсов в Пулково также не принёс позитива.

Турция снова открыта

В начале лета 2016 года перевозчикам дали добро на возобновление полетов в Турцию. Популярное туристическое направление помогло многим компаниям пережить трудные времена. «Аэрофлоту» удалось снизить цены на билеты, и пассажиропоток увеличился.

К тому же впервые за долгое время в правительстве заговорили о внутреннем туризме, как о перспективном.

Перевозчиков, совершающих полеты в Калининград, субсидировали. А правительство Татарстана выделило почти 215 миллионов рублей на развитие маршрутов в туристические точки республики.

«ВИМ-авиа» больше не летает

Долги «ВИМ-авиа» не могли накапливаться вечно. О чем напомнил банк ВТБ, который подал иск в суд о банкротстве компании.

Около 10 тысяч человек не могли вылететь из мест отдыха домой или наоборот в сентябре 2017 года. Проблема освещалась в СМИ, но устраивающего перевозчика решения найдено не было.

Ситуация послужила доказательством необходимости регулирования Росавиацией полного комплекса отрасли, а не его отдельных частей.

Чемпионат мира по футболу

Во время чемпионата мира по футболу 2018 года, прошедшего в России, Росавиация взяла под контроль цены на авиабилеты. Но несмотря на это прибыль компаний составила 2,6 миллиарда рублей. Это несравненно меньше, чем ожидалось, но и такой положительный баланс хорошо сказался на рынке авиаперевозок.

После ухода «ВИМ-авиа» уменьшились задержки по чартерным вылетам, а Египет стал вновь доступен. Пусть и не по туристическим направлениям, таким как Хургада или Шарм-эль-Шейх.

Что ждет рынок в 2019?

Борис Шокуров — заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), считает 2019 год упадочным для пассажирских авиаперевозок.

Причины — всё те же. Рост цен на керосин привел к росту топливного сбора. Государство не возмещает перевозчикам разницу цен на авиакеросин, и это не может не привести к увеличению цен на билеты.

Например, для билетов на внутренние рейсы в эконом-класс компании «Аэрофлот» — подорожание составит 200 рублей. А для бизнес-класса — уже 400 рублей. К тому же сильно разнится стоимость на топливо в разных регионах страны.

Но несмотря на геополитические проблемы, девальвацию рубля, отказ государства помогать в «керосиновом вопросе» и другие проблемы — российская авиация обновляет свой авиапарк и осваивает новые направления.

Большие надежды возлагаются на отечественный Sukhoi Superjet 100, покупка которых финансируется государственной программой развития. Для этих целей в ней предусмотрено выделение 135 миллиардов, что поможет приблизить средний возраст самолетов перевозчиков к общемировому. На данный момент у нас он составляет 17 лет, а за рубежом — 5,4 года.

Источник: https://flyings.guru/blog/passazhirskie-aviaperevozki-v-rossii-chto-proishodit/

Что происходит на российском рынке пассажирских авиаперевозок — Транспорт на vc.ru

Авиаперевозки пассажиров в россии

Статистика и ключевые события.

На отечественном рынке пассажирских авиалиний работают более 30 авиакомпаний. В 2018 году они перевезли около 115 млн пассажиров, а пассажирооборот (количество пассажиров умноженное на расстояние перевозок) достиг 256 млрд пасс-км. По данным аналитического агентства АКРА, к 2022 году объём перевозок может достичь 142 млн человек.

Росавиация

К 2016 году объём российского рынка пассажирских авиаперевозок составил 2,8 млрд рублей. Эта сумма могла быть выше, но помешали убытки — они превысили 20 млрд рублей.

Что происходило на рынке в 2015–2016 годах.

  • Турфирмы потеряли 30% клиентов и более 3 млрд рублей, а аэропорты — около 5 млрд.
  • Крупные авиакомпании потеряли более 25 млрд рублей.
  • Росавиация аннулировала более 13 сертификатов авиакомпаний.
  • Работу потеряли более 300 пилотов.
  • Доля международных перевозок в аэропорту «Пулково» упала в два раза.
  • Российские авиакомпании отказались от десятков рейсов за границу, а зарубежные перевозчики Icelandair, Swiss и Air One прекратили прямые перелёты из «Пулково» в Рейкьявик, Женеву, Палермо, Катанию и Пизу.
  • По всей стране резко подорожали авиабилеты.

Причин было несколько:

  • Прекращение чартерных рейсов с Египтом после крушения российского лайнера Airbus A321.
  • Введение санкций в отношении Турции после того, как на её территории сбили российский бомбардировщик Су-24.
  • Закрытие воздушного пространства на востоке Украины для гражданской авиации после крушения Boeing 777.
  • Падение курса рубля в 2014 году и как следствие — ухудшение покупательской способности россиян.
  • Рост цен на керосин на 9%.

К 2017 году ситуация наладилась: рейсы в Турцию и Египет возобновили, рубль укрепился, а цена на керосин упала. Возрос поток пассажиров, появились новые рейсы и увеличилось количество перевозок.

Чтобы сделать полёты более доступными, авиакомпаниям разрешили вводить безбагажные тарифы со сниженными ценами. Например, билет на обычный рейс эконом-класса Москва–Берлин стоит 15 215 рублей, а за билет без багажа — 14 120 рублей.

В 2017 году спрос на туристические услуги вырос: если в 2016 году авиабилеты купили 88 млн россиян, то в 2017 году — уже более 105 млн.

Росавиация

В 2017 году авиакомпании перевезли более 105 млн человек, из них 38% в страны дальнего зарубежья. Это на 18,6% больше по сравнению с 2016 годом. Пассажиропоток российских аэропортов в 2017 году вырос до 186,8 млн человек.

Росавиация

В 2017 году авиакомпании получили 142 новых воздушных лайнера и теперь избавляются от старых самолётов. Самый молодой авиапарк у «Аэрофлота» — 253 самолёта со средним возрастом 4,4 года. Это касается и его дочерних авиакомпаний — «Победы» и «Авроры».

На последнюю закупку — 20 самолётов SSJ-100, «Аэрофлот» получил от государства около 10 млрд рублей.

Состав авиапарка компании «Аэрофлот»

«Аэрофлот» обслуживает 146 пунктов назначения в 52 странах. Чистая прибыль компании за 2016 год превысила 38 млрд рублей.

Сравнение крупнейших российских авиакомпаний

По данным на 2017 год, 99,3% всех перевозок обслуживали 35 авиакомпаний. При этом 70% рынка занимают пять игроков: «Аэрофлот», «Россия», S7, «Уральские авиалинии» и UTair.

Росавиация

Утверждение дорожной карты развития региональных авиаперевозок

В 2013 году правительство обратило внимание на проблему нехватки средств у региональных авиаперевозчиков. Спрос на их услуги был небольшим, и денег не хватало.

В 2012 году, по данным Минтранса, российские авиакомпании перевезли 74 млн пассажиров. Из них на внутренних линиях — 33,4 млн человек, а на межрегиональных маршрутах количество не превысило 4,76 млн человек.

Кроме того, у большинства не было стратегии развития и программ по модернизации флота, а продолжать работу им помогали государственные субсидии.

В 2012 году компании получили в качестве субсидий 1,2 млрд рублей (перевозчики приобрели на эти средства 26 самолётов). В 2013 году субсидии достигли 2,1 млрд рублей, но это не помогало — билеты местных авиалиний стоили в 45 раз дороже, чем аналогичные билеты в США.

Чтобы решить проблему, правительство утвердило дорожную карту развития региональных авиаперевозок, а также дорожную карту по развитию конкуренции.

Согласно документам, до 2030 будут построены и отремонтированы аэропорты и обновлён авиапарк. Кроме того, аэропорты должны заключать договоры на обслуживание самолётов с несколькими поставщиками услуг.

В 2014 году российский рынок авиаперевозок вырос — авиакомпании перевезли более 93 млн пассажиров, что на 10% больше, чем в 2013 году.

Банкротство «Трансаэро»

В октябре 2015 года из-за финансовых трудностей прекратила работу компания «Трансаэро». Проблемы у компании начались ещё в 2009 году, когда размер её чистого долга оказался в пять раз больше доналоговой прибыли.

Переломный момент настал в 2015 году, когда из-за падения чартерных рейсов часть самолётов «Трансаэро» простаивала, и компания понесла большие убытки. После того, как её долг достиг 260 млрд рублей, Росавиация аннулировала сертификат, дающий право на пассажирские перевозки.

Инфографика РБК

В 2015 году «Трансаэро» занимала второе место в России после «Аэрофлота» по пассажиропотоку — с января по сентябрь 2015 года компания перевезла более 10 млн человек. Пассажирские самолёты компании летали по 156 маршрутам.

Авиапарк «Трансаэро» насчитывал более 60 пассажирских самолётов («Аэрофлот» получил 34 из них). После ухода компании «Аэрофлот» стала доминирующим игроком — сегодня она занимает более 50% рынка.

Инфографика РБК

Из-за банкротства «Трансаэро» на некоторое время возник дефицит самолётов, а перевозить её пассажиров пришлось другим компаниям — 95% (1,9 млн человек) перевезла «Аэрофлот».

После этого перевозчик потребовал от «Трансаэро» возместить 5,6 млрд убытков — на перевозку компания потратила около 17 млрд рублей.

Кроме того без зарплаты остались более 7 тысяч бывших сотрудников «Трансаэро» — компания до сих пор не выплатила людям более 600 млн рублей.

Крушение самолёта Boeing 777

В 2014 году на границе России и Украины сбили самолёт Boeing 777, который направлялся по рейсу «Амстердам–Куала-Лумпур». На борту самолёта находились 283 пассажира и 15 членов экипажа — все они погибли. После катастрофы Украина перекрыла воздушное пространство на востоке страны.

В 2014 году обанкротились три российские авиакомпании: «Московия», «Былина» и «Ак Барс Аэро», а «Донавиа» показала убыток в 53 млн рублей. Двоих туроператоров также признали банкротами: «Интаэр» и «Лабиринт».

Свою роль в этом сыграла девальвация рубля и, как следствие, повышение стоимости авиабилетов за рубеж, спад экономической активности. Кроме того, политическая ситуация привела к заметному спаду въездного туризма в России.

Крушение российских самолётов в Турции и Египте

В 2015 году произошли две авиакатастрофы с российскими самолётами: 31 октября в Египте в результате террористического акта разбился самолёт компании «Когалымавиа», а меньше чем через месяц турецкие военные сбили российский бомбардировщик Су-24.

Россия прекратила авиасообщение с обеими странами, что негативно сказалось рынке авиаперевозчиков и туризме.

К концу 2015 года авиаперевозчики и туристические агенства потеряли уже три направления: Украину, Египет и Турцию. Впервые за шесть лет упали авиаперевозки. Госдума пыталась компенсировать потери, снизив НДС на внутренние авиаперевозки с 18% до 10%.

Кроме того, в 2015 году на 9% выросли цены на керосин, из-за чего на 10% подорожали авиабилеты. Россияне стали реже летать за границу, и российские авиакомпании отказались от десятков непопулярных международных рейсов из регионов, чтобы сократить издержки.

Некоторые зарубежные компании отменили рейсы в Россию. Например, Icelandair, Swiss и Air One прекратили прямые перелёты из Рейкьявика, Женевы, Палермо, Катании и Пизы в петербургский аэропорт «Пулково».

Возобновление рейсов между Россией и Турцией

В июне 2016 года российские пассажирские самолёты снова полетели в Турцию. Рынок авиаперевозок вновь ожил — «Аэрофлот» объявил о снижении тарифов на перелёты за рубеж.

Помощь получил и внутренний туризм — Татарстан выделил субсидию в 214 млн рублей на авиаперевозки по шести маршрутам, а программу субсидирования авиаперевозок в Калининград увеличили на 10%. Ростуризм оценил поддержку авиаперевозок в 500 млн рублей.

Банкротство «ВИМ-авиа»

У авиакомпаний накапливались долги: долг «ВИМ-авиа» перед «Сбербанком» достиг $3 млн, а банк ВТБ подал иск в суд о банкротстве «ВИМ-авиа».

В сентябре 2017 года «ВИМ-авиа» прекратила перевозку пассажиров. Из-за проблем с вылетом пострадали около 10 тысяч человек.

Чтобы подобные ситуации не повторялись, в ноябре правительство подготовило план регулирования авиаотрасли и предложило передать Росавиации полный контроль над авиакомплексом.

Увеличились выплаты пассажирам за задержку рейсов — до 400 тысяч рублей вместо 1950 рублей за час ожидания.

Чемпионат мира по футболу и возобновление полётов в Египет

Чемпионат мира принёс отечественной авиаотрасли 2,6 млрд рублей несмотря на контроль роста цен Росавиацией. Кроме того, расширилось количество льготных направлений из Калининграда. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга в список вошли Екатеринбург, Архангельск, Сочи, Мурманск, Калуга.

После проблем с рейсами из-за банкротства «ВИМ-авиа» задержки чартерных рейсов сократились в десять раз, а в Египет впервые за два с половиной года вылетел пассажирский самолёт.

Однако в 2018 году снова подорожал керосин, что вызвало рост цен на билеты. Кроме того, правительство выделило 9,8 млрд рублей авиакомпаниям на покупку Superjet.

Чего ждать в будущем

По словам заместителя исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в 2019 году темпы роста пассажиропотока снижаются, а расходы авиакомпаний растут.

Только за первые девять месяцев 2018 года наши авиакомпании получили операционный убыток в размере 19 млрд рублей, а в целом по году он составил примерно 39 млрд рублей.

Борис Шокуров

заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ)

Одна из причин падения рынка — дорогой керосин. Из-за него в 2019 году растут цены на авиабилеты. C мая по июнь 2018 года цена на топливо выросла на 2,76% — с 49 506 рублей до 50 872 рублей за тонну.

Больше всего за керосин заплатили на Камчатке — 102 099 рублей за тонну, а самым дешёвым керосин оказался в Новосибирске — 33 300 рублей за тонну.

Цена билета на 26% зависит от топлива РБК

Авиакомпании предоставлены сами себе — правительство не поддержало идею компенсировать рост цен на керосин.

В марте 2019 года Министерство транспорта предложило обнулить НДС на все авиаперевозки по стране, чтобы помочь авиакомпаниям сократить расходы.

Другой важной причиной стала девальвация рубля — в 2018 году она достигла 20%.

Если в 2017 году пассажиропоток у нас вырос почти на 20%, то по итогам 2018 года прирост составил 10–11%. Наши авиакомпании перевезли в 2018 году в общей сложности около 115 млн пассажиров, в прошлом году 105 млн. И это несмотря на летний всплеск перевозок болельщиков на матчи Чемпионата мира по футболу.

Борис Шокуров

заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ)

Внутренние направления пострадали больше всего — убытки увеличились в семь раз и превысили 34 млрд рублей.

В настоящее время российский рынок авиаперевозок обновляется и трансформируется. Геополитические события последних лет, такие как конфликт с Украиной, Турцией или США негативно сказались на экономике страны и привели к изменениям в развитии авиатранспортной отрасли.

Несмотря на это в России проводят региональные программы по развитию авиаотрасли, обновляют парк самолётов и выделяют средства на развитие внутренних и межрегиональных авиаперевозок.

В России запущен процесс обновления авиафлота и большая ставка делается на расширение производства отечественных самолётов Sukhoi Superjet 100. В ближайшие годы российские авиакомпании получат 1170 новых пассажирских самолётов на общую сумму $135 млрд.

В общей сложности российский парк пассажирских самолётов насчитывает 981 единицу, а средний возраст авиапарка 16,8 лет, что выше среднего мирового показателя на 11,4 лет.

#авиа

Источник: https://vc.ru/transport/63337-chto-proishodit-na-rossiyskom-rynke-passazhirskih-aviaperevozok

Юрист Шереметьев
Добавить комментарий