Бухучет стартерных аккумуляторов

Учет отработанных аккумуляторов в коммерческой организации

Бухучет стартерных аккумуляторов

На балансе многих предприятий числятся транспортные средства. Однако не каждый бухгалтер знает, что делать с отработавшим свое автомобильным аккумулятором. И главное – как списать аккумулятор в бухучете?

Смотрите также статью  — Учет аккумуляторов в бюджетных учреждениях.

Учет аккумуляторов в бухгалтерии начинается с понимания, чем АКБ являются для автомобиля. От этого зависит правильность отражения их поступления и списания, и утилизации.

Аккумулятор – это автономный источник питания, которым «пользуется» стартер и многочисленные электронные устройства в автомобиле, отвечающие за безопасность и комфорт его управления. Без этого источника питания любое транспортное средство не сможет работать.

Но аккумулятор имеет свой срок службы, который завод-изготовитель определил в технической документации к нему. Кроме того, этот срок может быть сокращен, если нарушены условия эксплуатации АКБ, или по иной причине. В итоге батарейку нужно менять.

И в бухгалтерии такой процесс называется ремонтом.

Целью ремонта является поддержание актива в нормальном рабочем состоянии. А, поскольку транспортное средство без аккумулятора двигаться не может, то замена АКБ является именно ремонтом, а сам АКБ относится к запчастям.

Это означает, что поступление и списание аккумуляторов в бухгалтерском учете будет происходить через счет 10 «Материалы» или с помощью счета 15 «Заготовка и покупка материальных ценностей» — в зависимости от учетной политики предприятия.

Замена аккумулятора — это замена запчасти

Но в любом случае потребуется отдельный субсчет – в счете 10 это субсчет 10.5 «Запчасти»:

Дебет счета 10.5 «Запчасти» Кредит счета 71 «Подотчетные лица», счета 60, и т.д. – приняты к учету аккумуляторы.

Субсчет 10.5 Запчасти

В связи с тем, что АКБ относится к материально-производственным запасам, их учет осуществляется в соответствии с ПБУ №5/01 (утверждено приказом Минфина РФ №44н):

  • принимаются они на учет по фактической себестоимости, состав которой определяется предприятием на основании раздела II ПБУ №5/01;
  • единица учета АКБ выбирается организацией самостоятельно – это может быть и номенклатурный номер, и однородная группа запасов, и партия, и т.д.
  • документальное оформление операций по движению АКБ предприятие тоже выбирает самостоятельно – с учетом ст.9 закона №402-ФЗ о бухгалтерском учете. В связи с этим можно воспользоваться, например, формами, утвержденными Госкомстатом РФ в постановлении № 71а;
  • для списания стоимости передаваемого для эксплуатации аккумулятора используется один из методов, поименованных в п.16 ПБУ 5/01.

Однако порядок списания аккумуляторов в бухгалтерском учете и их выбытие с предприятия имеет свою специфику.

Как списать аккумуляторы в бухучете

Как уже отмечалось, аккумулятор относится к запчастям. Списание стоимости АКБ, поступающего на предприятие, происходит в момент его передачи в эксплуатацию, т.е. в момент замены старого аккумулятора. Иными словами, пока не заменена отработавшая свое батарейка, новый АКБ продолжает числиться на балансе предприятия на своем субсчете 10.5 (или на субсчете к 15-му счету).

Стоит отметить, что учет аккумуляторов, поступивших на предприятие в составе автомобиля, не производится отдельно. АКБ в этом случае является составной частью транспортного средства. А вот приобретаемый отдельно аккумулятор уже подлежит отражению в составе запчастей.

Стоимость аккумулятора, приобретенного отдельно от транспортного средства, подлежит списанию с учетом порядка выполнения ремонта:

  1. если своими силами. Тут важно обратить внимание на документальное оформление операции: если подразделение, которое ремонтирует автомобили, находится на территории предприятия, то нужно воспользоваться формой Госкомстата РФ №М-11 (утверждена постановлением 71а) (если предприятие использует данные формы). Если аккумулятор передается за пределы территории организации, но ее же подразделению, то необходимо выписать на такую передачу запчастей форму №М-15 (накладная утверждена Госкомстатом РФ в Постановлении №71а).

Кроме того, сами расходы на ремонт машины являются расходами по обычным видам деятельности, а значит, списываются на затраты производства или на расходы по продажам:

Дебет счетов 20 «Основное производство», 26,23,25, 44, 29… Кредит сч.10.5 «Запчасти» — списание аккумуляторов в бухгалтерском учете происходит в момент их отпуска на ремонт автомобиля;

  1. если ремонт делается силами подрядчика. Тут важно понимать, что передаваемый для установки на автомобиль аккумулятор не является собственностью подрядчика (если условием договора предусмотрено, что заказчик за свой счет закупает запчасти для ремонта). Тогда АКБ в учете заказчика при его передаче подрядчику-исполнителю будет сначала перемещен между субсчетами:

Дебет счета 10.7 «Материалы переданы в переработку» Кредит счета 10.5 – отражена только передача аккумулятора для ремонта автомобиля.

И только уже после окончания ремонтных работ и при получении от подрядчика Отчета о материалах, которые были израсходованы на ремонт, заказчик вправе списать сам аккумулятор на производственные расходы:

Дебет счетов 23, 20, 29, 44… Кредит сч. 10.7 – на основании отчета от подрядчика выполнено списание аккумулятора.

Еще один очень важный момент – это заполнение акта ОС – 3 (или иного подобного документа, разработанного предприятием самостоятельно):

  • если АКБ устанавливается силами ремонтной службы предприятия, либо с помощью подрядчика, то акт №ОС-3 (если на предприятии используется форма, утвержденная Госкомстатом РФ в постановлении №7) оформлять нужно;
  • если же на предприятии нет специальной ремонтной службы, но установка аккумулятора выполнена своими силами (например, водителем автомобиля), то акт, подобный форме ОС-3, не требуется. Дело в том, что в этом случае не происходит передачи транспорта на ремонт от заказчика к исполнителю. Но все-таки выполнение самого ремонта нужно чем-то подтвердить. Для этого можно разработать свой акт, например, о замене в автомобиле запчастей.

Но что делать со старым, отработавшим АКБ? Как списать такой аккумулятор в бухучете?

Что делать с отработанным аккумулятором?

АКБ, которые более не подлежат применению по своему прямому назначению, представляют собой в соответствии с законом №89-ФЗ отходы производства, которые необходимо утилизировать.

Хранить на предприятии вне специально оборудованных мест старые аккумуляторы опасно – из-за свинца и электролита, содержащего серную кислоту. Поэтому их обычно сдают в утиль.

Но делать это нужно только лицензированному пункту приема, с которым у организации заключен договор.

Отработанные аккумуляторы

Передача таких АКБ в переработку у организации отражается в специальном Журнале по учету и движению отходов. На его основании предприятие может принять к учету доход, полученный от сдачи аккумуляторов. Форму данного регистра можно посмотреть в Приказе Минприроды РФ №721 от 01 сентября 2011г.

В дополнение к этим документам в качестве подтверждения сдачи аккумулятора в утиль служат приемосдаточные акты, которые оформляет сам пункт приема АКБ. Более того, транспортировать обычным образом старые аккумуляторы предприятие не вправе – этим должны заниматься пункты приема, имеющие лицензию на перевозку отходов 1-4 класса опасности.

И еще один важный момент. Аккумуляторы содержат свинец, который делает батарейки ценным материалом. АКБ сдаются по цене свинца, извлекаемого в пунктах приема. Поэтому полученный таким образом доход следует отразить в составе прочих доходов – через счет 91.

Источник: http://xlom.ru/buxgalteriya/uchet-otrabotannyx-akkumulyatorov-v-kommercheskoj-organizacii/

Может ли акб быть основным средством

Бухучет стартерных аккумуляторов

статью: → «Счет 91. Учет прочих доходов и расходов. Проводки». При этом необходимо сформировать следующие проводки: Дт 91.1 Кт 10 — отражена стоимость продаваемого аккумулятора Дт 62 Кт 91.

1 — отражена непосредственная реализация аккумулятора Дт 51 (50) Кт 62 — отражено поступление денежных средств от продажи аккумулятора Данные проводки сопровождаются оформлением товарной накладной по форме ТОРГ-12, как и при продаже собственной продукции или товаров.

Куда отнести аккумулятор основное средство или материальные запасы

В данном случае они должно относиться к материально-производственным запасам, а потому учитываться на специально предназначенном для этого счете.

  • Учет ведется в специальной карточке учета эксплуатации аккумуляторных батарей, в которой указывается тип аккумулятора и его номер, наименование изготовителя и дата производства, а также нормативная наработка до момента списания с учета.
  • В связи с указанной целью необходимо выделить основные задачи учета аккумуляторных батарей, к которым относятся:

    1. правильная утилизация данных МПЗ в соответствии с нормами и стандартами проведения указанного мероприятия.
    2. оформление документации по поступлению или списанию аккумуляторов;
    3. контроль над сроками эксплуатации автомобильных аккумуляторов;
    4. отражение операций по соответствующим счетам синтетического и аналитического учета;

    Нормы эксплуатации аккумуляторов В целях учета аккумуляторов для транспортных средств необходимо ознакомиться с нормами их эксплуатации, которые закреплены на законодательном уровне в «Нормах сроков службы стартерных аккумуляторных батарей» Минтранса РФ № РД-3112199-1089-02.

    Бухучет аккумуляторов: для автомобилей поступление и списание

    Поэтому к аннулированию автомобильного АКБ необходимо подходить с соблюдением всех правил и норм, установленных законодательной базой РФ.

    Если обратиться к законодательству, то согласно статье 19 Федерального закона №169-ФЗ указано, что эксплуатация любых транспортных средств, в которых выявлены неисправности и дефекты, несовместимые с безопасным использованием, строго запрещена. Причины неисправности АКБ для списания прописаны в Приказе СД при ВС РФ № 104.

    Типовые нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков № п/п Автотранспортные средства и автопогрузчики Срок службы аккумуляторных батарей, лет Минимальная наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее:

    При этом использование таких нормативов должно быть закреплено в локальных нормативных документах организации, в том числе и в учетной политике.

    Такие отходы относятся к 1 — 4 классам опасности ( ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

    «Запрещено сбрасывать такие отходы в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади,

    На какой счет отнести аккумулятор для автомобиля

    В данном случае они должно относиться к материально-производственным запасам, а потому учитываться на специально предназначенном для этого счете.

  • Учет ведется в специальной карточке учета эксплуатации аккумуляторных батарей, в которой указывается тип аккумулятора и его номер, наименование изготовителя и дата производства, а также нормативная наработка до момента списания с учета.
  • В связи с указанной целью необходимо выделить основные задачи учета аккумуляторных батарей, к которым относятся:

    1. оформление документации по поступлению или списанию аккумуляторов;
    2. правильная утилизация данных МПЗ в соответствии с нормами и стандартами проведения указанного мероприятия.
    3. контроль над сроками эксплуатации автомобильных аккумуляторов;
    4. отражение операций по соответствующим счетам синтетического и аналитического учета;

    Нормы эксплуатации аккумуляторов В целях учета аккумуляторов для транспортных средств необходимо ознакомиться с нормами их эксплуатации, которые закреплены на законодательном уровне в «Нормах сроков службы стартерных аккумуляторных батарей» Минтранса РФ № РД-3112199-1089-02.

    Аккумулятор это основное средство или материалы

    В бухгалтерском учете они списываются со счета учета материальных запасов. Подскажите, пожалуйста, почему в программе “1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений“ аккумуляторы и шины учитываются на забалансовом счете А09 “Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных“ как основные средства?

    См. Консультации для пользователей систем автоматизации бухучета “1С“ Согласно Инструкции по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г.

    N 25н) на счете 09 “Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных“ учитываются материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных, — это двигатели, аккумуляторы, шины, покрышки и т.п.

    Такие отходы относятся к 1 — 4 классам опасности ( ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

    «Запрещено сбрасывать такие отходы в поверхностные

    Учет аккумулятора для ИБП и контейнера для аптечки

    Помогите, пожалуйста, разобраться в следующих вопросах: 1) Учреждением приобрело Аккумулятор источника бесперебойного питания (далее ИБП).

    Оприходовали по ст. 340 как запчасть. Вопрос: Правильно ли применили ст.КОСГУ340 и когда необходимо произвести списание аккумуляторов (в момент его установки в ИБП или в момент его выхода из строя)?

    2) Приобрели контейнер для аптечки «Скорая помощь» для использования как тревожный чемоданчик на случай, если в районе появится случай чумы (мы ветеринарные услуги населению оказываем).

    В бухучёте учли как основное средство. Вопрос: Код ОКОФ? Отвечает Булат Ахмутинов, эксперт 1) Учет приобретенного аккумулятора для ИБП по статье 340 произведен, верно. То есть, аккумулятор относится именно к материальным запасам.

    Контейнер для аптечки учитывается в составе материальных запасов.

    Для учета аптечек в составе основных средств, их порядок нужно прописать в учетной политике.

    Такой порядок обязано будет применять как само учреждение, так и контролирующие ведомства при проверке учета. Но если учет аптечек не прописан, Вы допустили ошибку и ее необходимо исправить.

    Как это сделать, читайте в .

    Как списать аккумулятор: сроки, неисправности, причины, нормы, инструкция

    Поэтому к аннулированию автомобильного АКБ необходимо подходить с соблюдением всех правил и норм, установленных законодательной базой РФ. Если обратиться к законодательству, то согласно статье 19 Федерального закона №169-ФЗ указано, что эксплуатация любых транспортных средств, в которых выявлены неисправности и дефекты, несовместимые с безопасным использованием, строго запрещена.

    https://www.youtube.com/watch?v=0y7qP2HYx58

    Причины неисправности АКБ для списания прописаны в Приказе СД при ВС РФ № 104. Он ссылается на установленные законодательством РФ Нормы сроков службы стартерных аккумуляторных батарей (РД -3112199-1089-02).

    Типовые нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков № п/п Автотранспортные средства и автопогрузчики Срок службы аккумуляторных батарей, лет Минимальная наработка (пробег или моточасы работы) автотранспортного средства или автопогрузчика, при выполнении перевозок, не менее:

    Аккумулятор резервного питания это основное средство или

    руб. за единицу без НДС. В своей учетной политике она предусмотрела лимит в 30 базовых величин, в пределах которого активы не относятся к основным средствам и учитываются в бухгалтерском учете в составе средств в обороте.

    Следовательно, источники бесперебойного питания необходимо отнести в состав средств в обороте.

    Учетной политикой организации определено стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте переносить на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию по «остальным предметам»: – в размере 50 % стоимости предметов – при передаче их со складов в эксплуатацию; – 50 % стоимости (за вычетом стоимости этих предметов по цене возможного использования) – при выбытии их из эксплуатации в связи с непригодностью.

    Источник: https://dtp-sovetnik.ru/mozhet-li-akb-byt-osnovnym-sredstvom-96930/

    Порядок списание аккумулятора

    Бухучет стартерных аккумуляторов

    Инструкции № 87. Транспортировку отработанных АКБ осуществляют на основании товарно-транспортной накладной, оформленной в соответствии с постановлением № 192.

    Названным постановлением не определено, каким образом следует заполнять в накладных стоимостные показатели АКБ.

    По мнению автора, при оформлении накладных для указания цены отгружаемых АКБ возможно использовать несколько вариантов: 1) если АКБ имеет остаточную стоимость, то в накладной можно указать: – эту остаточную стоимость; – условную оценку, рассчитанную на основе данных о количестве цветных металлов в АКБ и стоимости их закупки на момент сдачи АКБ; 2) если АКБ не имеет остаточной стоимости, то в накладной можно указать условную оценку, рассчитанную на основе данных о количестве цветных металлов в АКБ и стоимости их закупки на момент сдачи АКБ.

    Важно

    В акте должны быть указаны марка аккумулятора, вес свинца и его стоимость. При отражении выручки от сдачи цветных металлов следует руководствоваться Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102).

    Списание автомобильных шин и аккумуляторов

    Причем наработку аккумулятора следует отражать в тех же показателях, что и наработку транспорта, на котором батарея установлена. Т.е. в километрах либо в моточасах. Учет нужно вести в специальной форме:

    • ее может бюджетное учреждение разработать само;
    • либо воспользоваться формой, которая утверждена к Нормам РД-3112199-1089-02 (Приложение «Карточка учета эксплуатации АКБ»).

    Но независимо от выбранного варианта документа его обязательно нужно утвердить Учетной политикой.

    Списание АКБ Отражение списания аккумуляторов происходит просто. В бюджетном учете запчасти, которые выдаются вместо изношенных деталей (т.е.

    для цели ремонта транспортного средства), ставятся на забалансовый учет. Для этого есть специальный счет 09 «Запчасти для транспорта, выданные взамен изношенных» (счет утвержден к Плану счетов приказом Минфина РФ №174н от 16.12.10г.).

    Порядок списания и учета шин и аккумуляторов автомобиля

    Во всех случаях выхода из строя аккумуляторных батарей до истечения их гарантийного срока необходимо:

    • предъявить рекламации заводу, если аккумуляторные батареи вышли из строя по вине завода-изготовителя;
    • расследовать и установить причину выхода из строя аккумуляторных батарей, привлечь виновных к ответственности, если батареи вышли из строя по вине эксплуатировавшего и обслуживавшего их личного состава.

    Танковые аккумуляторные батареи, не отработавшие гарантийного срока службы и отдавшие при контрольном разряде емкость менее 100% номинальной, подвергаются повторному контрольному разряду. Плотность электролита перед вторым разрядом устанавливается 1,28±0,01 г/см3 независимо от климатической зоны эксплуатации.

    Акт

    Аккумуляторная стартерная батарея (далее – аккумулятор, АКБ) – электрический прибор, который при зарядке от источников постоянного тока накапливает электрическую энергию, а при разрядке отдает ее потребителям, являясь в этом случае источником постоянного тока.

    АКБ, установленная на автомобиле, автобусе, автотракторной технике, машине, механизме, оборудовании (далее – автомобиль), служит для пуска двигателя стартером, питания постоянным электрическим током потребителей при неработающем двигателе или при работе его на малых оборотах.

    Основным документом, регулирующим нормы и правила обслуживания и ремонта АКБ, является ТКП 298-2011 (02190) «Стартерные аккумуляторные батареи. Нормы и правила обслуживания», утвержденный и введенный в действие приказом Минтранса РБ от 21.03.

    2011 № 194-Ц (далее – ТКП 298-2011 (02190)).

    Бухгалтерский учет аккумуляторов для автомобилей

    Внимание

    После отработки автомобильными батареями амортизационного срока службы проводится контрольный разряд. Если батареи при этом отдают емкость менее 50% от номинальной, то они подлежат списанию.

    После отработки минимального амортизационного срока танковые батареи подвергаются контрольно-тренировочным циклам. Батареям, отдавшим при втором контрольном разряде более 70% номинальной емкости, срок службы продлевается на один год; батареи же, отдающие менее 70% емкости, списываются установленным порядком.

    Разрешение (акт на списание или инспекторское свидетельство) на выбраковку и списание аккумуляторных батарей, пришедших в негодность в процессе эксплуатации, дается в установленном порядке командиром соединения на основании заключения комиссии, назначенной командиром части.

    Порядок списания аккумулятора

    Бухгалтерский учет поступления АКБ Активы, учтенные в составе средств в обороте, приобретенные и (или) предназначенные для реализации, или находящиеся в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или находящиеся в виде сырья, материалов и других аналогичных активов, которые будут потребляться в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или используемые для управленческих нужд организации, принимают к бухгалтерскому учету в качестве запасов (п. 2 Инструкции № 133). К запасам в т.ч. относят запасные части (п. 3 Инструкции № 133).

    Поэтому АКБ, приобретенные для замены АКБ, пришедших в негодность, следует учитывать в составе запасов как запасные части на субсчете 5 «Запасные части» счета 10 «Материалы». Запасы принимают к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

    Если защитной крышки нет, во избежание короткого замыкания заизолируйте «плюс» технической лентой или используйте обыкновенный пластмассовый колпачок — это обезопасит дальнейший процесс снятия клемм;

    • Аккуратно ослабьте гайку массы ключом.
    • Теперь отключайте клеммы. Основной вопрос — какую клемму снимать с аккумулятора первой? Существует строгое правило: сначала снимайте минусовую, а уже потом снимается клемма плюсовая.
    • Не допускайте контакта плюсового полюса с металлическими частями машины.

    Важный технический момент: отсоединять первым нужно именно минусовой полюс потому, что это предотвращает возникновение короткого замыкания вследствие того, что масса остается без потенциала.

    Массой называется не что иное, как кузов автомашины, который и соединен с минусовой клеммой АКБ. При снятии этой клеммы в первую очередь батарея отключается от кузова.

    Кроме того, в этом документе отражается информация о том, на какой именно автомобиль и на какую конкретную дату установлен аккумулятор, а также кто из водителей является ответственным за данную зап.часть к транспортному средству.

    Именно на основе этой информации можно грамотно отслеживать, сколько именно должна отработать батарея по времени и когда нужно будет ее утилизировать в связи с окончанием срока нормативной эксплуатации.

    Порядок утилизации аккумуляторов При выбытии из деятельности организации аккумуляторов вследствие их морального или физического износа они не могут быть просто отправлены в мусорохранилище, поскольку являются предметами, способными загрязнять окружающую среду. В связи с этим их утилизация должна производиться по определенным правилам, которые закреплены на законодательном уровне.

    Типовые проводки по учету аккумуляторов Типовые проводки по учету аккумуляторных батарей могут быть представлены в следующем виде: Дт 10.5 Кт 60 — отражена стоимость поступивших аккумуляторных батарей Дт 19 Кт 60 — отражена сумма НДС по приобретаемым аккумуляторам Дт 60 Кт 51 (71) — отражена оплата покупаемых батарей через расчетный счет или с использованием подотчетных средств Дт 20 Кт 10.

    5 — списана стоимость аккумуляторных батарей в расходы по основной деятельности или вспомогательному производству Дт 62 Кт 10.5 — отражена стоимость реализуемых на сторону батарей Дт 91.1 Кт 62 — отражена сумма выручки при реализации аккумуляторов как МПЗ 5 ответов на часто задаваемые вопросы про особенности бухгалтерского учета аккумуляторов для автомобилей Вопрос №1.

    Источник: https://dtpstory.ru/poryadok-spisanie-akkumulyatora/

    Бухучет стартерных аккумуляторов

    Бухучет стартерных аккумуляторов

    Рубрика: Ответов: 2 Вы можете тему в список избранных и на уведомления по почте. « Первая ← Пред.1 След. → Последняя (1) »

    [e-mail скрыт] Беларусь, Витебск Написал 2 Репутация:

    26 ноября 2008, 21:56 Оценок нет Предприятие приобрело на автомобиль акумулятор. Как списать на себестоимость? Как списать акумулятор на автомобиль специального назначения?

    Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:

    Идет отправка уведомления.

    [e-mail скрыт] Беларусь, Минск Написал 1805 Репутация:

    Списание аккумуляторов в бюджетном учете

    В процессе своего использование, автомобильные аккумуляторы приходят в непригодность, для дальнейшей эксплуатации они становятся опасными, и должны быть заменены. Запасные части, которые выдают взамен изношенным, учитывают на забалансовом счете предприятия. Специального нормативного акта, который бы учитывал норму эксплуатации аккумулятора не существует.

    Чтобы определить этот срок, необходимо руководствоваться такими документами:ФЗ о безопасности дорожного движения,Нормами эксплуатационных ресурсов и временными нормами эксплуатации,Методическими руководствами по определению стоимости транспорта, учитывая

    Агро Корзина

    В статье изложен порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете шин и аккумуляторов.

    Эксплуатационные нормы Прежде всего отмечу, что для шин и аккумуляторных батарей (далее — АБ) существуют специальные нор­мы, определяющие средний ресурс, необходимый для их безопасной эксплуатации.

    Эксплуатационные нормы установлены приказами Минтранса и связи Украины от 20.05.06 г.: • № 488 «Об утверждении Эксплуатационных норм среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, вы­полненных на колесных шасси, для особых усло­вий эксплуатации» (далее — Нормы для шин);

    Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.06.2002 № 16 «Об утверждении Правил эксплуатации стартерных аккумуляторных батарей»

    Зарегистрировано в НРПА РБ 2 октября 2002 г.

    N 8/8599 На основании Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г.

    N 50-Ц

    «О введении в действие Руководства по эксплуатации и учету батарей аккумуляторных свинцовых стартерных для автомобилей и автобусов»

    . 3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2002 г. Министр М.И.БОРОВОЙ УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 04.06.2002 N 16 1.

    Важность бухучета аккумуляторов

    Организации, в которых имеется обширный транспортный парк, должны тщательно следить за тем, чтобы бухгалтерский учет автомобильных запчастей осуществлялся по всем правилам российского законодательства. Остановимся на учете таких дорогостоящих запчастей и рассмотрим бухучет аккумуляторов более детально.

    Аккумуляторы для транспортных средств представляют собой материально-производственные запасы, то есть имущество предприятия, причем достаточно дорогостоящее, поэтому так важен бухгалтерский учет данных предметов.

    Целью бухгалтерского учета аккумуляторных батарей для транспортных средств принято считать грамотную организацию учета поступления и списания МПЗ данного типа,

    Учет аккумуляторов

    темы «» 01.

    02. 03. 04. 05. 06. 07. Дополнительно: 07.1. 07.2. Учет ГСМ на предприятии 07.3. 07.4. 07.5. Путевой лист 01. Учет получения аккумуляторов Аккумуляторы, которые приобретены отдельно oт автомобиля для замены действующих, отражаем по дебету «Запасные части» и кpедиту счета 63 «Расчеты с поставщиками».

    Тот аккумулятор, который был установлен в автомобиле на момент покупки авто, не учитывается как отдельный объект, так как его стоимость входит в общую сумму первоначальной стоимости автомобиля (кaк основного средства) и амортизируется вместе с общей стоимостью автомобиля [смотрите сборник ]. 02. Когда формально нужно менять аккумулятор?

    Нормирование списания аккумуляторов урегулировано в Нормах №489 (Эксплуатационные нормы cреднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных бaтарей колесных транспортных средств и cпециальных машин,

    Меняем шины и аккумуляторы: учет и налогообложение — Я – Бухгалтер

    Бухучет стартерных аккумуляторов
    Меняем шины и аккумуляторы

    Необходимость менять шины и аккумуляторы автомобиля возникает постоянно. По мере эксплуатации автомобиля эти две неотъемлемые его составляющие изнашиваются значительно быстрее, чем остальные.

    Они отрабатывают свой ресурс и больше не могут его восстановить. После этого их уже нельзя отремонтировать, можно только «утилизировать», а на их изменение установить новые.

    Вместе с тем шины меняют не только потому, что исчерпался их ресурс, но еще и учитывая сезонные особенности.

    Каким образом это учитывать? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно осознать, что такое замена шин и аккумулятора автомобиля с технической точки зрения.

    Техосмотр? Ремонт? Или что-то «третье»?

    Автомобиль — сложная «игрушка». Чтобы он выполнял свою функцию средства передвижения, ему нужно достаточно большое количество технических операций.

    Чтобы разобраться в их разнообразии и четко классифицировать все операции, Минтранс предлагает нам Положение № 102*.

    В него, в частности, входят перечни операций, относящихся к первому, второму и сезонномутехническому обслуживанию.

    * Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.

    Логика достаточно простая: если операцию, которая нас интересует, мы находим в одном из указанных перечней, она является техобслуживанием (далее — ТО). Но если мы внимательно просмотрим все вышеприведенные перечни, то не найдем там операций по замене шин и аккумуляторов.

    Является ли это проблемой? Вовсе нет! Приведенные в приложениях к Положению № 102перечни операций по ТО не являются исчерпывающими.

    Таким образом, владелец автомобиля может дополнить вышеприведенные перечни некоторыми операциями. Так, согласно п. 1.3 Положения № 102сезонное ТО выполняется для подготовки транспортного средства к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях. Сезонную замену резины вполне можно считать ТО на этом основании.

    Сезонная замена шин вовсе не означает, что эти шины полностью изношены и их нужно списывать

    Современные шины (особенно производства ведущих брендов) имеют срок службы до 10 лет. Поэтому, повторим еще раз, их сезонная замена не обязательно связана с тем, что они полностью отработали свой пробег.

    Сезонную замену осуществляют для того, чтобы не «скользить» на летней резине по зимним дорогам и, наоборот, чтобы не «плавать» по летним дорогам на зимней. Поэтому весной автомобиль вполне можно «переобуть» в ту же резину, на которой он «откатал» предыдущий сезон.

    Ясное дело, если шины пригодны к дальнейшему использованию (не изношены, не имеют дефектов и т. п.).

    А вот с аккумуляторами ситуация немного другая. В разд. 2 Норм № 489* указано, что предельным для аккумуляторной батареи является состояние, в случае достижения которого дальнейшая эксплуатация аккумуляторной батареи недопустима или нецелесообразна в связи с уменьшением емкости ниже 40 % от номинальной или если восстановление ее исправности невозможно или нецелесообразно.

    * Эксплуатационные нормы среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерних батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи от 20.05.2006 г. № 489.

    Выходит, что аккумуляторную батарею, отслужившую установленный срок, но при этом полностью работоспособную, заменять рановато.

    А вот если и установленный срок ее использования прошел, и рабочее состояние достигло допустимого предела, то заменить ее можно без проблем. Такую замену следует считать ТО автомобиля. Но уже не сезонным, а «обычным».

    То есть операцией по поддержке исправности автомобиля во время использования по назначению (п. 1.3 Положения № 102).

    Великий асортимент, можливість отримати безкоштовний тестовий доступ, найнижчі ціны

    Зайти

    Бухгалтерский учет

    Собственно автомобиль при вводе в эксплуатацию отражается на субсчете 105 «Транспортные средства» по первоначальной стоимости. Автомобиль предприятие приобретает в «полнокомплектном» виде, в том числе с шинами и аккумулятором, без которых авто не сможет выехать из автосалона.

    Поэтому не нужно отдельно отражать в учете шины, которые находятся на автомобиле при его приобретении. То же обычно касается и «запаски», которая есть в комплекте нового автомобиля, а также «родного» аккумулятора. Ведь они входят в стоимость приобретенного автомобиля и учитываются вместе с ним в составе объекта основных средств.

    Шины. В суммовом учете предприятия обычно отражают только шины, купленные отдельно и впоследствии**. Для этого предназначен субсчет 207 «Запасные части». При этом возможны два варианта учета расходов на их приобретение.

    ** Впрочем, некоторые «эстеты» бухучета могут на этом субсчете отражать также и «запаску», приобретенную вместе с автомобилем. Формального запрета для этого нет.

    Вариант 1. При передаче шин со склада для установления на автомобиль их стоимость списывают на расходы отчетного периода как расходы, связанные с поддержанием объекта ОС в рабочем состоянии (п. 15 П(С)БУ 7 «Основные средства»). Для этого в учете осуществляют проводку: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 207.

    Вариант 2. Стоимость шин относят в состав расходов в момент их списания в связи с непригодностью, а не в момент установления на автомобиль. До этого времени их продолжают учитывать в составе запасов. Этот вариант следует из описания субсчета 207. На нем ведется учет, в частности, автомобильных шин в запасе и обороте.

    Учитывая, что теперь бухучет играет первую скрипку для расчета налога на прибыль, этот вариант является более безопасным. К тому же такой вариант более целесообразно использовать и по другой причине.

    Мы уже отмечали то, что современные шины «живут» достаточно долго и используются в течение нескольких сезонов.

    А это значит, что в результате сезонной замены шин их несколько раз придется «обувать» на автомобиль, а потом так же несколько раз снимать. Поэтому

    целесообразно, чтобы шины продолжали учитываться в суммовом учете вплоть до своего полного списания

    Для учета шин в запасе (на складе) и обороте (на автомобиле в эксплуатации) к субсчету 207 открывают отдельные субсчета, например, 207/1 «Шины на складе» и 207/2 «Шины в эксплуатации». При передаче шин в эксплуатацию делают проводку: Дт 207/2 — Кт 207/1, а при возврате на склад в связи с сезонной заменой — обратную: Дт 207/1 — Кт 207/2.

    Если после вывода шины из эксплуатации вы планируете получить за нее компенсацию (например, сдать в утилизацию) — делайте запись: Дт 209 «Прочие материалы» — Кт 207/2. Если ни одной экономической выгоды не предусматривается, списывайте стоимость шины в расходы (Дт 23, 91, 92, 93, 94).

    А если предприятие меняет резину на арендованном автомобиле? На учете это никак не отразится. Арендатор так же приходует себе на баланс приобретенные им шины и отражает их установление на автомобиль. Разница лишь в том, что если снятая резина принадлежит арендодателю, то арендатор не отражает в своем учете снятие такой резины.

    Аккумулятор. К аккумуляторам первоначально применяем тот же принцип учета, что и к шинам. То есть на субсчете 207 «Запасные части» отражаем только аккумуляторы, которые приобретены для замены.

    А уже дальше в учете с аккумуляторами немного проще. Ведь аккумуляторы (в отличие от шин) не нужно снимать с автомобиля в связи с сезонными изменениями.

    Он снимается один раз — когда полностью отрабатывает свой рабочий ресурс и подлежит замене. Поэтому

    стоимость аккумулятора-заменителя можно списывать на расходы уже непосредственно при его установлении на автомобиль

    Расходы на замену аккумуляторов в бухучете относят к расходам периода в зависимости от направления использования автомобиля. То есть установление аккумулятора на автомобиль отражают записью: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 207.

    Подтверждается наш подход, в частности, и п. 3.19 Положения № 102. Там сказано, что операции по замене шин и аккумуляторных батарей не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения автомобиля. Поэтому эти расходы не капитализируются согласно п. 14 П(С)БУ 7. Они идут в расходы периода.

    Налоговый учет

    Налог на прибыль. В налоговоприбыльном учете операции по замене шин и аккумуляторов не вызывают никаких разниц. Стоимость шин и аккумуляторов влияет на объект налогообложения так же, как и на бухучетный финрезультат. Есть, конечно, «амортизационные» разницы у высокодоходников (пп. 138.1, 138.2 НКУ), которые будут определяться по автомобилю как объекту ОС.

    Но расходы на заменители (шины и аккумуляторы) на это никак не влияют, ведь они не включаются в первоначальную стоимость автомобиля и не амортизируются. И даже если заменяем шины и аккумулятор на непроизводственном автомобиле, расходы все равно отражать можно. Ведь замена шин и аккумулятора не является ремонтом, а следовательно, выпадает из запрета, установленного п.п. 138.

    3.2 НКУ.

    НДС. В НДС-учете тоже все стандартно. При приобретении шин и аккумуляторных батарей начисляем налоговый кредит по НДС. В случае использования автомобиля в нехозяйственной деятельности или же в безНДСных операциях придется начислять «компенсирующий» НДС (согласно п. 198.5 НКУ).

    Напоследок — наш традиционный пример.

    Пример. Предприятие меняет летнюю резину на автомобиле (используемом для административных хозяйственных целей) на зимнюю. Стоимость приобретенной зимней резины — 600 грн./шина (в том числе НДС — 100 грн./шина). Стоимость летней резины — 562,5 грн./шина (в том числе НДС — 93,75 грн./шина). Летняя резина пригодна к дальнейшей эксплуатации и возвращается на склад.

    Кроме того, предприятие устанавливает новый аккумулятор вместо того, который отработал свой рабочий ресурс. Стоимость нового аккумулятора — 1200 грн. (в том числе НДС — 200 грн.). Справедливая стоимость отработанного аккумулятора — 180 грн.

    Для работ по замене шин и аккумулятора привлечена СТО, стоимость услуг которой — 960 грн. (в том числе НДС — 160 грн.).

    Как отразить эти операции в учете предприятия, см. в табл.

    Замена шин и аккумулятора на автомобиле предприятия

    № п/п хозяйственной операцииБухгалтерский учетСумма,

    грн.

    дебеткредит
    1Оприходован комплект зимних шин207/16312000
    2Отражен налоговый кредит по НДС644/1631400
    641644/1400
    3Оприходован новый аккумулятор2076311000
    4Отражен налоговый кредит по НДС644/1631200
    641644/1200
    5Уплачено поставщику за комплект зимних шин и аккумулятор6313113600
    6Снята и возвращена на склад летняя резина207/1207/21875
    7Установлена на автомобиль зимняя резина207/2207/12000
    8Установлен на автомобиль новый аккумулятор922071000
    9Оприходован отработанный аккумулятор по справедливой стоимости209718180
    10Сдан старый аккумулятор на утилизацию377712180
    11Начислены налоговые обязательства по НДС71264130
    12Окончательно списан старый аккумулятор943209180
    13Отражены расходы на приобретение услуг СТО по замене шин и аккумулятора92685800
    14Отражен налоговый кредит по НДС644/1685160
    641644/1160
    15Произведена оплата СТО за услуги685311960

    Замена шин на автомобиле ФЛП

    Рассмотрим теперь ситуацию, когда шины и аккумулятор на своем авто меняет, не юрлицо, а физлицо-предприниматель (ФЛП).

    Если речь идет о ФЛП-единоналожнике, то ситуация простая. У единоналожников-НДСников (третьегруппников, которые уплачивают единый налог по ставке 3 %) НДС в стоимости шин и аккумулятора попадет в налоговый кредит, а расходы на такие приобретения — в раздел ІІ Книги учета доходов и расходов.

    Что же касается единоналожников-безНДСников (первогруппников, второгруппников и третьегруппников, уплачивающих единый налог по ставке 5 %), то у них операция по замене шин и аккумулятора вообще пройдет мимо учета.

    А вот по ФЛП-общесистемщикам ситуация крайне неблагоприятная. Ведь как легковые, так и грузовые автомобили для них определены как основные средства двойного назначения (п.п. 177.4.6 НКУ).

    Что лишает предпринимателя-общесистемщика не только права амортизировать первоначальную стоимость автомобилей, но и права включать затраты на содержание автомобиля в свои «предпринимательские» расходы (п.п. 177.4.5 НКУ).

    Именно к таким расходам и относятся расходы на замену шин и аккумуляторов на автомобиле. А следовательно предприниматели-общесистемщики «пролетают» с этими расходами.

    Как видите, замена шин и аккумулятора — это очень простая и даже банальная процедура, как с технической, так и с учетной стороны. Поэтому, как говорится, «ни гвоздя, ни жезла» вам и вашим автомобилям в эту зиму!

    Выводы

    • Замена шин и аккумулятора по своей сути является операцией по техническому обслуживанию автомобиля.
    • По нашему мнению, стоимость шин более целесообразно списывать на расходы не при установлении, а при полной отработке их рабочего ресурса.
    • Расходы на замену шин и аккумуляторов отражаются по направлению использования автомобиля. Они не капитализируются и не влияют на амортизацию автомобиля.
    • Расходы на замену шин и аккумулятора автомобилей не включаются в состав расходов предпринимателя-общесистемщика.

    Нестеренко Максим, налоговый эксперт

    Источник: Налоги и бухгалтерский учет – не забудьте оформить подписку на любимое издание!

    Источник: https://ibuh.info/ru/menyaem-shiny-i-akkumulyatory-uchet-i-nalogooblozhenie

    Юрист Шереметьев
    Добавить комментарий