Продажа федерального имущества находящегося в оперативном управлении

Как продать государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении

Продажа федерального имущества находящегося в оперативном управлении

Вы должны провести оценку такого имущества в двух случаях:

  • если продаете его арендатору — субъекту малого или среднего предпринимательства, который имеет преимущественное право на покупку (ч. 3 ст. 4 Закона N 159-ФЗ);
  • если на продажу требуется согласие собственника (ч. 1, 2 ст. 8 Закона об оценочной деятельности).

Для этого заключите договор с оценщиком или оценочной организацией. Это нужно сделать:

  • казенному учреждению или предприятию по Закону N 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ);
  • бюджетному учреждению по Закону N 223-ФЗ, если у него есть положение о закупках и услуги оценщика оплачиваются небюджетными средствами (п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
  • бюджетному учреждению по Закону N 44-ФЗ в остальных случаях (ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
  • автономному учреждению по Закону N 223-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

Договор на оценку должен содержать условия, перечисленные в ст. 10 Закона об оценочной деятельности.

По результатам оценки исполнитель обязан предоставить отчет об оценке. Цена, указанная в нем, является рекомендуемой для определения начальной цены торгов и считается достоверной в течение шести месяцев (ст. ст. 11, 12 Закона об оценочной деятельности).

Как составить проект договора купли-продажи имущества в оперативном управлении

Типового договора купли-продажи государственного или муниципального имущества нет. Возможно, такой договор утвердил ваш учредитель. Если нет, то укажите в проекте договора как минимум следующее:

  • реквизиты решения собственника о согласии на продажу имущества. Если такого решения пока нет, оставьте пустую строку;
  • условия, которые покупатель должен выполнить, если проводится конкурс, и неустойку за их нарушение;
  • ссылку на охранное обязательство, если продается объект культурного наследия.

Если казенное предприятие продает недвижимость арендатору — субъекту малого или среднего предпринимательства, оно дополнительно также должно указать условия, подтверждающие преимущественное право покупателя (ч. 11 ст. 4 Закона N 159-ФЗ).

Пример формулировки условий, подтверждающих преимущественное право

Стороны подтверждают, что:

  • по состоянию на 01.07.2015 покупатель арендовал объект более двух лет непрерывно;
  • покупатель не имеет перед продавцом задолженности по арендной плате;
  • объект не включен в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • покупатель является субъектом малого предпринимательства и сведения о нем на дату подписания настоящего договора не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Во всем остальном договор должен соответствовать общим правилам Гражданского кодекса РФ о купле-продаже и продаже недвижимости.

Как получить согласие учредителя на продажу имущества в оперативном управлении

Согласие учредителя на продажу нужно в следующих случаях:

  • казенные учреждения и предприятия хотят продать любое имущество (п. 1 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях, п. 4 ст. 298 ГК РФ);
  • бюджетные учреждения собираются продать недвижимость или особо ценное движимое имущество, которое предоставлено собственником либо куплено на его деньги (п. 3 ст. 298 ГК РФ);
  • автономные учреждения хотят продать недвижимость или особо ценное движимое имущество, которые предоставлены собственником либо куплены на его деньги (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Федеральные учреждения получают согласие в порядке, установленном ведомственными документами. Региональные и муниципальные учреждения руководствуются местными актами.

Если для вас не утвержден специальный порядок, рекомендуем представить учредителю следующие документы:

  • заявление с просьбой дать согласие на сделку по распоряжению имуществом;
  • отчет оценщика о цене имущества;
  • копии правоустанавливающих документов на имущество;
  • проект договора;
  • кадастровый паспорт (для недвижимости).

Когда и как нужно одобрить сделку по продаже имущества в оперативном управлении

Одобрять сделки нужно только в двух случаях: если это крупная сделка или сделка с заинтересованностью. Порядок их одобрения зависит от вида учреждения.

Что такое крупная сделка и сделка с заинтересованностью

Для бюджетных и автономных учреждений купля-продажа будет считаться крупной сделкой, если стоимость имущества или цена договора превышает 10% активов. Такие правила установлены п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях и ст. 14 Закона об автономных учреждениях.

Для казенных предприятий крупной будет сделка, размер которой превысит минимальный размер оплаты труда в 50 тыс. раз (п. 1 ст. 23 Закона об унитарных предприятиях).

Сделкой с заинтересованностью (конфликтом интересов) продажа имущества будет считаться, если руководство продавца связано с руководством покупателя семейными, трудовыми или корпоративными отношениями. На это указано в п. 1 ст. 27 Закона о некоммерческих организациях, ст. 16 Закона об автономных учреждениях, п. 1 ст. 22 Закона об унитарных предприятиях.

Для казенных учреждений понятие крупной сделки и сделки с заинтересованностью не определено. Казенное учреждение при любой цене сделки не может продавать имущество без согласия своего учредителя (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

В каком порядке такие сделки одобряют разные организации

Федеральные бюджетные учреждения получают одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью в порядке, установленном ведомственными документами.

Федеральные казенные предприятия согласовывают такие сделки с учредителем.

В регионах и муниципальных образованиях могут быть свои правила. См.

, например: Порядок принятия решений об одобрении сделок с участием муниципального бюджетного учреждения городского округа Лосино-Петровский, в совершении которых имеется заинтересованность, Порядок согласования собственником имущества сделок государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы.

Если для вас не установлен подобный порядок, то получить одобрение можно так же, как и согласие на продажу.

Автономным учреждениям крупные сделки и сделки с заинтересованностью одобряет наблюдательный совет (ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Закона об автономных учреждениях).

Как провести торги по продаже имущества в оперативном управлении

Обязательно ли проводить торги

Торги не нужно проводить, если имущество покупает субъект малого или среднего предпринимательства, который арендует это имущество и имеет преимущественное право покупки (ст. 4 Закона N 159-ФЗ). Даже если вы проведете торги по продаже имущества, то арендатор сможет перевести права покупателя на себя (ч. 2 ст. 6 Закона N 159-ФЗ).

В других случаях вопрос об обязательности торгов решается неоднозначно.

Есть практика, согласно которой торги при продаже имущества в оперативном управлении не нужны.

Источник: http://urist7.ru/nedvizhimost/kak-prodat-gosudarstvennoe-ili-municipalnoe-imushhestvo-naxodyashheesya-v-operativnom-upravlenii.html

Продажа федерального имущества находящегося в оперативном управлении

Продажа федерального имущества находящегося в оперативном управлении

Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом, бюджетное учреждение вправе самостоятельно принимать решение о реализации неиспользуемого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления (при условии, что сделка не является крупной и содержит признаков заинтересованности), а поступившие от реализации доходы отражаются в составе собственных средств учреждения.

Вместе с тем следует иметь в виду, что реализуемое имущество учитывается по коду «4», а поступившие доходы – по коду «2». То есть при отражении в учете реализационных операций необходимо будет оформить дополнительные бухгалтерские проводки, что приведет к образованию дебетового и кредитового сальдо на вспомогательном счете (как правило, на счете учета расчетов с прочими кредиторами).

An error occurred

Крупная сделка, совершенная с нарушением вышеуказанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения либо его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала (должна была знать) об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, которые были причинены бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением вышеуказанных требований, независимо от того, была ли такая сделка признана недействительной.

2. Бюджетное учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

3.

В нашем случае это 2 592,50 руб.

Приведенный выше расчет НДС, причитающегося к уплате в бюджет, возможен, если есть документальное подтверждение (первичный документ) того, что реализуемое имущество учитывалось на балансе с учетом сумм НДС. Данных бухгалтерских регистров в этом случае недостаточно. Таким документальным подтверждением может служить счет-фактура.

При отсутствии первичного документа при камеральной проверке налоговые органы могут выставить к уплате не только сумму недоначисленного НДС, но и штрафы, пени. Данную точку зрения подтверждает судебная практика (Постановление ФАС ЗСО от 13.02.2006 N Ф04-207/2006(19530-А46-25)).

В случае реализации основных средств, в первоначальную стоимость которых не включен НДС, налоговая база определяется как рыночная стоимость этих объектов, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.

Важно С точки зрения юридической техники допустимы оба варианта. Со своей же стороны мы считаем, что наиболее удачным является второй вариант: лучше, чтобы устав не содержал переходных положений.

Внимание! Наличие кредиторской задолженности, ее увеличение должно быть тревожным сигналом в отношении качества управления учреждением, его работы.

Кредиторская задолженность бюджетных учреждений – вопрос, который порождает определенные волнения со стороны финансовых органов. Что необходимо помнить по данной теме? Прежде всего то, что по кредиторской задолженности, возникшей до 1 января 2011 года, сохраняется субсидиарная ответственность собственника.

Таким образом, на момент принятия решения об изменении типа учреждения необходимо составить акт сверки задолженности учреждения и установить ее объем.

Этот автомобиль был приобретен за счет бюджетных средств. Казенное учреждение наделено полномочиями администратора доходов бюджета только по начислению и учету платежей в бюджет.

В бухгалтерском учете указанные операции будут отражаться следующим образом.

операции Дебет Кредит Документ-основание Списано основное средство с бухгалтерского учета: Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов на сумму начисленной амортизации 1 104 35 410 1 101 35 410 на сумму остаточной стоимости 1 401 10 172 1 101 35 410 Отражены расходы на оценку стоимости автомобиля 1 401 20 226 1 302 26 730 Договор, акт приема-передачи услуг Оплачены услуги оценщика 1 302 26 830 1 304 05 226 Выписка из лицевого счета Начислен доход от реализации автомобиля 1 205 71 560 1 401 10 172 Договор, счет-фактура, накладная на отпуск материалов на сторону (ф.

Продажа государственного имущества находящегося в оперативном управлении

Однако, порядок проведения электронных торгов для продажи имущества, закрепленного за гос. и мун. учреждениями, предприятиями нормативно нигде не определён. В том числе и в отношении имущества ГУПов.

Торги проводятся, многие субъекты РФ это практикуют, но нормативного определения таких торгов нет! Ситуация абсурдна.

Но почему организаторы пользуются электронными торговыми площадками? Есть 2 очевидных преимущества.

ПЛЮСЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ:

Помимо декларативных принципов «информационной открытости», «прозрачности», «развития конкуренции» есть два очевидных преимущества для организатора торгов:

№ 1: Техническая работа по проведению аукциона (аукциониста, секретаря комиссии) заменяется функционалом сайта ЭТП. Если имущество продается, то обычно используется шаг аукциона, необходимо приглашать специалиста для проведения торгов физически.

На недвижимое имущество начислялась амортизация (до того, как оно стало учитываться в имуществе казны).

Каков порядок отражения в бухгалтерском учете операций по приему-передаче недвижимого имущества, право оперативного управления на которое подлежит регистрации в соответствии с законодательством РФ? Какими документами необходимо оформить факт приема-передачи (акт приема-передачи недвижимого имущества на основании приказа департамента имущественных отношений подписан 8 августа 2016 года, а дата регистрации права оперативного управления — 16 августа 2016 года)?

13 сентября 2016

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Переданное казенному учреждению недвижимое имущество принимается им к балансовому учету после получения документов, подтверждающих регистрацию права оперативного управления.

При переходе права собственности на имущество, которое закреплено за общественным учреждением, к другому лицу данное общественное учреждение сохраняет право оперативного управления таким имуществом.

Без письменного разрешения собственника общественные учреждения не вправе отчуждать либо другим способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом, а также приобретенным за счет денежных средств, выделенных им по смете.

Если учредительными документами общественному учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественного учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Общественные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами.

В автономных учреждениях только на федеральном уровне перечни особо ценного движимого имущества определяет так называемый учредитель.

На уровне субъекта РФ определение перечня осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а на муниципальном – в порядке, установленном местной администрацией. Приведем примеры видов и перечня особо ценного движимого имущества.

Данное имущество может быть разделено на следующие виды: – движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 200 тыс.

рублей; – транспортные средства независимо от балансовой стоимости; – исключительные права; – иное движимое имущество, без которого осуществление учреждениями основных видов деятельности будет затруднено и балансовая стоимость которого за единицу превышает 30 тыс. рублей.

Также для расчета шага аукциона необходимо специальное программное обеспечения. Также необходимо составление протокола. Для некоторых сотрудников бюджетных организаций электронные торговые площадки являются спасением.

№ 2: Уменьшается вероятность возникновения потенциальных конфликтов (споров) с участниками торгов, проверяющими. Все вопросы направляются оператору торговой площадки.

МИНУСЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ:

№ 1: Организатору торгов следует помнить, что порядок проведения торгов в настоящее время нормативно не определен.

Поэтому необходимо делать обязательную ссылку на регламент ЭТП в извещении о проведении торгов при указании сведений о порядке проведения торгов, в том числе в порядке определения победителя торгов. Где можно сделать эту ссылку? При указании сведений о порядке проведения торгов.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

10.

ГК РФ имущество закреплено за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления. Статья 298 ГК РФ предписывает, что бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Таким образом, имущество может быть отчуждено только по решению органа, которому государством делегированы права распоряжения данным имуществом. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.

06.2008 N 456 “О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости“ управление государственным имуществом поручено осуществлять Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).

Источник: http://pravogarant23.ru/prodazha-federalnogo-imushhestva-nahodyashhegosya-v-operativnom-upravlenii/

Регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом

Продажа федерального имущества находящегося в оперативном управлении
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта или звоните по телефону
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (СПб)

Это быстро и бесплатно !

Помимо права собственности, в гражданском законодательстве выделяют также вещные права с ограничениями. К ним относится право оперативного управления определённым объектом недвижимости, находящимся в собственности государства либо муниципалитета.

Распоряжаться подобным имуществом возможно только с разрешения владельца, который вправе лишить вторую сторону сделки доверенного объекта при наличии уважительных оснований. Регистрационная процедура данного права осуществляется в соответствии с требованиями закона в установленные сроки.

Что такое право оперативного управления имуществом?

Далеко не каждая организация обладает имуществом для осуществления своей деятельности или ведения хозяйства. Учреждения и казённые федеральные предприятия могут получить некоторые объекты в ограниченное пользование с целью увеличения участия более широкого круга организаций в экономической сфере деятельности страны.

Право оперативного управления недвижимым имуществом подразумевает возможность использовать объекты, находящиеся в собственности государства, распоряжаться и владеть ими в пределах, установленных законодательством, согласно 296 статье ГК РФ, а именно по целевому назначению помещения и в соответствии с деятельностью учреждения.

К организациям, обладающим правом хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, относятся нижеприведённые:

  • жилищный фонд;
  • организации массовой культуры и спорта;
  • учебные заведения;
  • научно-просветительские учреждения;
  • имущественные комплексы по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению;
  • медицинские учреждения;
  • и т. д.

Распоряжение недвижимостью происходит с разрешения владельца, то есть государственных органов или муниципалитета. При нарушении правил эксплуатации предоставленным помещением, нанесении ему ущерба или использовании здания не по назначению собственник имеет полное право изъять данное имущество у предприятия.

Недвижимость, которую возможно передать в оперативное управление, относится к следующим видам собственности:

  • муниципальной;
  • государственной;
  • принадлежащей частным организациям и лицам;
  • находящейся во владении сельских и городских образований.

Порядок реализации учреждением права оперативного управления имуществом регулируется Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, а также федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления. Характер деятельности предприятий, получивших от государства недвижимость, также регулируется владельцами имущества.

Полезный материал: Оценка рыночной стоимости квартиры.

Регистрационная процедура

Возникшее право оперативного управления тем или иным имуществом, находящимся во владении государства или муниципалитета, подлежит регистрации в едином Росреестре. Сведения о сторонах сделки и характеристике предоставленном в ограниченное пользование помещении должны быть внесены в общую базу данных ЕГРП.

Для осуществления регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. подготовить пакет документации, требующийся для передачи в Росреестр;
  2. уполномоченное лицо должно обратиться с указанными бумагами в отделение ЕГРП либо МФЦ одним из удобных способов;
  3. получить свидетельство установленного образца о проведении государственной регистрации прав на имущество либо соответствующую выписку из Росреестра.

Документация, необходимая для обращения в ЕГРП

Регистрация права оперативного управления подразумевает внесение сведений в базу данных Росреестра. Для этой цели заявитель должен предоставить сотруднику государственной службы определённый пакет документов:

  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • заявление о проведении государственной регистрационной процедуры от юридического лица (бланк возможно скачать здесь или получить у сотрудника госоргана);
  • учредительные документы организации (о постановке на учёт, справка о присвоении учреждению кодов статистики и т. д.);
  • действительная доверенность, заверенная у нотариуса, и удостоверение личности представителя (при необходимости);
  • бумаги, подтверждающие факт передачи имущества (к примеру, передаточный акт);
  • удостоверение личности заявителя;
  • техническая документация на имущество (кадастровый и техпаспорта);
  • правоустанавливающие бумаги на помещение;
  • документ, подтверждающий закрепление выделенного объекта недвижимости за конкретным предприятием.

Кто может обратиться в ЕГРП?

Обратиться в госорган с заявлением о регистрации права могут исключительно определённые категории лиц, а именно:

  • правообладатель;
  • законный представитель владельца помещения;
  • нотариус, занимающийся нотариальным удостоверением сделки, на основании которой образовалось данное право;
  • юридическое лицо, получившее право оперативного управления.

Отправить документацию возможно как в отделение ЕГРП, так и МФЦ (лично, почтовым отправлением, через веб-сайт (https://www.gosuslugi.ru/pgu/service/10002442410_.html#!_description) или через представителя).

Стоимость и сроки предоставления услуги

Данная регистрационная услуга предоставляется бесплатно. Сроки выдачи свидетельства либо выписки из ЕГРП не отличаются от стандартной процедуры осуществления регистрационных действий – не более 10 рабочих суток с момента подачи заявки.

При этом некоторые области предоставляют возможность получить правоподтверждающие документы в более короткие сроки – от 5 до 7 суток.

Вместо данного документа оформляется соответствующая выписка из ЕГРП, обладающая аналогичной юридической силой. При этом имеющиеся у владельцев свидетельства о праве собственности не требуется заменять, так как они сохраняют прежнюю силу. Кроме этого, изменения не коснулись самого регистрационного процесса и стоимости государственных пошлин.

Источник: https://urmozg.ru/zhilishhnoe-pravo/pravo-operativnogo-upravleniya-nedvizhimym-imuschetvom/

Проведение торгов

Проведение таких торгов регламентируется:

  • для государственных и муниципальных учреждений, предприятий (за исключением ФГУПов) — статьями 447 и 448 Гражданского кодекса РФ;
  • для ФГУПов — приказом ФАС России от 10.02.2010 №67.

Форма торгов — конкурс или аукцион

ГК РФ Статья 447.

Юрист Шереметьев
Добавить комментарий